Розробка та впровадження у педагогічному процесі класичних університетів України практичних занять (ХІХ – початок ХХ ст.)

Автор(и)

  • Людмила Курило

DOI:

https://doi.org/10.31499/2307-4833.1.2014.27120

Ключові слова:

університет, практичні заняття, семінари, колоквіум, репетиція, співбесіда

Анотація

У статті на основі використання архівних матеріалів, оригінальних дореволюційних історико-педагогічних видань здійснено спробу проаналізувати процес розробки та впровадження класичними університетами України XIX – початку XX ст. нових форм організаційної навчальної роботи, які мали чітко окреслене дидактичне спрямування (практичні і семінарські заняття, просемінарії, колоквіуми, спецсемінари, спецкурси, репетиції і співбесіди). Зазначені форми організації навчального процесу надавали йому педагогічної спрямованості

В статье на основе использования архивных материалов, оригинальных дореволюционных историко-педагогических изданий предпринята попытка проанализировать процесс разработки и внедрения классическими университетами Украины XIX – начала XX в. новых форм организационной учебной работы, которые имели четко очерченный дидактическое направление (практические и семинарские занятия, просеминарии, коллоквиумы, спецсеминары, спецкурсы, репетиции и собеседования). Такие формы организации учебного процесса предоставляли ему педагогической направленности.

An attempt to analyze the implementation process of the new forms of study organization, which have directly traced didactic tendency by the classical Ukrainian universities in the XIX the beginning of the XX centuries was made on the bases of archival material, original historical and pedagogical publications.

The author figures out, that classical Ukrainian universities worked out and introduced new organizational learning forms, such as practical classes, colloquiums, special seminars, special courses, rehearsals and interviews, besides traditional lectures, which were actively used in the pedagogical process and in the enlightening activity with the extending it’s content and didactic requirements. All previously mentioned forms of the learning process organization prove pedagogical direction.

The special attention has been paid to the important form of the independent, extend learning of the naturalistic and pertaining to the humanities subjects in the universities ofUkraine, which was under the control of Russian empire, while forming higher pedagogical education and practical classes.

Посилання

Архив В. С. Иконникова. «Практические занятия» (при изучении истории), 1876 г. // Інститут рукописів НБУ ім. В. І. Вер¬надського (далі – ІР). – Ф. 46, спр. 46, арк. 1.

Юбилейный акт Императорского универ-ситета св. Владимира. – К., 1885. – 166 с.

Загурский Л. Н. Опыт истории юридиче-ского факультета Харьковского универси-тета / Л. Н. Загурский. – Х., 1908. – 19 с.

Учёные общества и учебно-вспомага¬тельные учреждения Харьковского универ-ситета (1805–1905 гг.) / под ред. Д. И. Ба¬галея, И. П. Осипова. – Х., 1911. – 81 с.

Историко-филологический факультет Харь¬ковского университета за первые 100 лет его существования. 1805–1905 / под. ред. М. Г. Ха¬ланского и Д. И. Багалея. – Х, 1908. – 86 с.

Гунда Г. В. Організаційні форми навчання вищої школи в Україні в контексті їх розви-тку (ХVІІ–ХІХ ст.) / Г. В. Гунда // Пробле-ми освіти : наук.-метод. збірник. – К., 1997. – Вип. 8. – С. 59.

Роммель Х. П. Пять лет из истории Харько-вского университета: (Воспоминания о сво-ем времени, о Харьковском университете) / Х. П. Роммель. – Х., 1868. – 15 с.

Розвиток народної освіти і педагогічної на-уки на Харківщині : монографія. – Х., 1992. – 295 с.

Григорьев В. Устранение чтения лекций в академической и университетской системе преподавания наук / В. Григорьев. – СПб, 1881. – 14 с.

Варадинов Н. Необходимость реформ в нашем университетском преподавании / Н. Варадинов // Журнал Министерства народные просвещения. – 1870. – Ч. 160. – С. 1–11.

Пирогов Н. И. Избранные педагогические сочинения / Н. И. Пирогов. – М., 1985. – С. 141.

Отчёт министра народного просвещения за 1865 г. // РДІА. – Ф. 733, оп. 345, спр. 59, арк. 15–16.

Харківський національний університет ім. В. Н. Каразіна за 200 років. – Х., 2004. – С. 170.

Краткий отчёт императорского Новорос-сийского университета в 1871 / 72 акаде-мическом году. – Б.м. и г.и. – С. 8–9.

Сведения о практических упражнениях казеннокоштных студентов по математи-ке // Центральний державний історичний архів України у м. Києві (ЦДІА). – Ф. 707, оп. 24, спр. 322, арк. 14; Отчёт ординарного профессора П. Павлова о практических уп-ражнениях студентов по предмету всеоб-щей истории, 12 декабря 1859 г. // ЦДІА. – Ф. 707, оп. 24, спр. 322, арк. 79 зв.

Отчёт о практических занятиях по истории со студентами университета св. Владимира историко-филологического факультета эк-страординарного профессора А. Став¬ровского, 1859 г. // ЦДІА. – Ф. 707, оп. 24, спр. 322, арк. 77.

Протоколы заседаний деканата историко-филологического факультета университета св. Владимира и материалы к ним, 1869 г. // Державний архів м. Києва (ДАК). – Ф. 16, оп. 465, спр. 889, арк. 71.

Краткий отчёт университета св. Владимира за 1870–71 учебный год. – К., 1871. – С. 21.

Гунда Г. В. Організаційні форми навчання вищої школи в Україні в контексті їх розви-тку (ХVІІ–ХІХ ст.) / Г. В. Гунда // Пробле-ми освіти : наук.-метод. збірник. – К., 1997. – Вип. 8. – С. 59–60.

Курляк І. Є. Класична освіта на західноук-раїнських землях (ХІХ – перша половина ХХ століття). Історико-педагогічний аспект / І. Є. Курляк. – Тернопіль, 2000. – 115 с.

Правила для студентов и сторонних слу-шателей. – СПб, 1885. – 15 с.

Бузескул В. История Харьковского универ-ситета при действии Устава 1884 г. (с 1884 по 1905 г.). – Х., 1905. – С. 47.

Отчёт о состоянии и деятельности Импера-торского Новороссийского университета за 1915 год / сост. В. Н. Мочульский. – Одесса, 1916. – С. 131–139.

Учёные общества и учебно-вспомага¬тельные учреждения Харьковского универ-ситета (1805–1905 гг.) / под ред. Д. И. Ба¬галея, И. П. Осипова. – Х., 1911. – С. 81.

Отчёт о состоянии историко-филологи¬ческого факультета Императорского уни-верситета св. Владимира за 1904 г. // ДАК. – Ф. 16, оп. 465, спр. 322, арк. 7.

Отчёт о практических занятиях по психо-логии в весеннем семестре 1913–1914 гг. Приват-доцента В. В. Зеньковского // ДАК. – Ф. 16, оп. 465, спр. 894, арк. 89.

Обозрение преподавания в университете св. Владимира на 1912–1913 уч. г. // ЦДІА. – Ф. 707, оп. 162, спр. 39, арк. 87 зв.

Расписание лекций историко-филологи¬ческого факультета Императорского уни-верситета св. Владимира в осеннем полуго-дии 1912 г. // ЦДІА. – Ф. 707, оп. 162, спр. 39, арк. 92 зв.

Троцко Г. В. Професійно-педагогічна під-готовка студентів до виховної роботи в школі / Г. В. Троцко . – Х., 1995. – 38 с.

«Проект об ученых собеседованиях» между студентами и преподавателями, составлен-ный профессором И. Я. Кронебергом, 1836 г. // Російський державний історич-ний архів у м. Санкт-Петербурзі (РДІА). – Ф. 733, оп. 49, спр. 1055, арк. 34.

REFERENCES

Arkhyv V. S. Ykonnykova. «Praktycheskye zaniatyia» (pry yzuchenyy ystoryy), 1876 h. // Instytut rukopysiv NBU im. V. I. Vernadskoho (dali – IR). – F. 46, spr. 46, ark. 1.

Iubyleinyi akt Imperatorskoho unyversyteta sv. Vladymyra. – K., 1885. – 166 s.

Zahurskyi L. N. Opyt istoriy yurydycheskoho fakulteta Kharkovskoho unyversyteta / L. N. Zahurskyi. – Kh., 1908. – 19 s.

Uchenye obshchestva y uchebno-vspoma¬hatelnye uchrezhdenyia Kharkovskoho uny-versyteta (1805–1905 hh.) / pod red. D. Y. Ba¬haleia, Y. P. Osypova. – Kh., 1911. – 81 s.

Istoryko-filolohicheskyi fakultet Khark-ovskoho unyversyteta za pervye 100 let eho sushchestvovanyia. 1805–1905 / pod. red. M. H. Khalanskoho y D. Y. Bahaleia. – Kh, 1908. – 86 s.

Hunda H. V. Orhanizatsiini formy navchannia vyshchoi shkoly v Ukraini v konteksti yikh rozvytku (KhVII–KhIKh st.) / H. V. Hunda // Problemy osvity : nauk.-metod. zbirnyk. – K., 1997. – Vyp. 8. – S. 59.

Rommel Kh. P. Piat let yz ystoryy Khark-ovskoho unyversyteta: (Vospomynanyia o svoem vremeny, o Kharkovskom unyver-sytete) / Kh. P. Rommel. – Kh., 1868. – 15 s.

Rozvytok narodnoi osvity i pedahohichnoi nauky na Kharkivshchyni : monohrafiia. – Kh., 1992. – 295 s.

Hryhorev V. Ustranenye chtenyia lektsyi v akademycheskoi y unyversytetskoi systeme prepodavanyia nauk / V. Hryhorev. – SPb, 1881. – 14 s.

Varadynov N. Neobkhodymost reform v nashem unyversytetskom prepodavanyy / N. Varadynov // Zhurnal Mynysterstva narodnуe prosveshchenyia. – 1870. – Ch. 160. – S. 1–11.

Pyrohov N. Y. Yzbrannye pedahohycheskye sochynenyia / N. Y. Pyrohov. – M., 1985. – S. 141.

Otchet mynystra narodnoho prosveshchenyia za 1865 h. // RDIA. – F. 733, op. 345, spr. 59, ark. 15–16.

Kharkivskyi natsionalnyi universytet im. V. N. Karazina za 200 rokiv. – Kh., 2004. – S. 170.

Kratkyi otchet ymperatorskoho Novorossy-iskoho unyversyteta v 1871 / 72 akademy-cheskom hodu. – B.m. y h.y. – S. 8–9.

Svedenyia o praktycheskykh uprazhnenyiakh kazennokoshtnykh studentov po matematyke // Tsentralnyi derzhavnyi istorychnyi arkhiv Ukrainy u m. Kyievi (TsDIA). – F. 707, op. 24, spr. 322, ark. 14; Otchet ordynarnoho profes-sora P. Pavlova o praktycheskykh upra-zhnenyiakh studentov po predmetu vseob-shchei ystoryy, 12 dekabria 1859 h. // TsDIA. – F. 707, op. 24, spr. 322, ark. 79 zv.

Otchet o praktycheskykh zaniatyiakh po ysto-ryy so studentamy unyversyteta sv. Vladymy-ra ystoryko-fylolohycheskoho fakulteta ekstra¬ordynarnoho professora A. Stavrovskoho, 1859 h. // TsDIA. – F. 707, op. 24, spr. 322, ark. 77.

Protokoly zasedanyi dekanata ystoryko-fylolohycheskoho fakulteta unyversyteta sv. Vla¬dymyra y materyaly k nym, 1869 h. // Derz-havnyi arkhiv m. Kyieva (DAK). – F. 16, op. 465, spr. 889, ark. 71.

Kratkyi otchet unyversyteta sv. Vladymyra za 1870–71 uchebnyi hod. – K., 1871. – S. 21.

Hunda H. V. Orhanizatsiini formy navchannia vyshchoi shkoly v Ukraini v konteksti yikh rozvytku (KhVII–KhIKh st.) / H. V. Hunda // Problemy osvity : nauk.-metod. zbirnyk. – K., 1997. – Vyp. 8. – S. 59–60.

Kurliak I. Ie. Klasychna osvita na zakhidnou-krainskykh zemliakh (KhIKh – persha polovyna KhKh stolittia). Istoryko-peda¬hohichnyi aspekt / I. Ie. Kurliak. – Ternopil, 2000. – 115 s.

Pravyla dlia studentov y storonnykh slushate-lei. – SPb, 1885. – 15 s.

Buzeskul V. Ystoryia Kharkovskoho unyver-syteta pry deistvyy Ustava 1884 h. (s 1884 po 1905 h.). – Kh., 1905. – S. 47.

Otchet o sostoianyy y deiatelnosty Ymperator-skoho Novorossyiskoho unyversyteta za 1915 hod / sost. V. N. Mochulskyi. – Odessa, 1916. – S. 131–139.

Uchenye obshchestva y uchebno-vspoma¬hatelnye uchrezhdenyia Kharkovskoho uny-versyteta (1805–1905 hh.) / pod red. D. Y. Ba¬haleia, Y. P. Osypova. – Kh., 1911. – S.

Otchet o sostoianyy ystoryko-fylolohyches¬koho fakulteta Imperatorskoho unyversyteta sv. Vladymyra za 1904 h. // DAK. – F. 16, op. 465, spr. 322, ark. 7.

Otchet o praktycheskykh zaniatyiakh po psykholohyy v vesennem semestre 1913–1914 hh. Pryvat-dotsenta V. V. Zenkovskoho // DAK. – F. 16, op. 465, spr. 894, ark. 89.

Obozrenye prepodavanyia v unyversytete sv. Vladymyra na 1912–1913 uch. h. // TsDIA. – F. 707, op. 162, spr. 39, ark. 87 zv.

Raspysanye lektsyi ystoryko-fylolohyches¬koho fakulteta Ymperatorskoho unyversyteta sv. Vladymyra v osennem poluhodyy 1912 h. // TsDIA. – F. 707, op. 162, spr. 39, ark. 92 zv.

Trotsko H. V. Profesiino-pedahohichna pidho¬tovka studentiv do vykhovnoi roboty v shkoli / H. V. Trotsko. – Kh., 1995. – 38 s.

«Proekt ob uchenykh sobesedovanyiakh» mezhdu studentamy y prepodavateliamy, sostavlennyi professorom Y. Ia. Kroneberhom, 1836 h. // Rosiiskyi derzhavnyi istorychnyi arkhiv u m. Sankt-Peterburzi (RDIA). – F. 733, op. 49, spr. 1055, ark. 34

##submission.downloads##

Опубліковано

2014-05-01

Номер

Розділ

Історія освіти