Судьба и педагогическое мировоззрение К. Д. Ушинского

Автор(и)

  • Михаил Богуславський
  • Константин Милованов

DOI:

https://doi.org/10.31499/2307-4833.1.2014.27101

Ключові слова:

К. Д. Ушинський, вітчизняна педагогіка, російська освіта, педагогічна спадщина

Анотація

У статті запропоновано цілісне трактування суспільно-педагогічних поглядів та просвітницької діяльності видатного вітчизняного вченого і діяча освіти – Костянтина Дмитровича Ушинського. Автором представлені біографічні відомості життєвого шляху та чинники формування світогляду педагога. Встановлено основи його педагогічної системи: народність – громадськість – релігія – наука. К. Д. Ушинський був одним із найяскравіших представників вітчизняної педагогіки нового часу. Саме творча спадщина видатного мислителя і педагога стала справжнім еталоном педагогічної думки епохи «Золотого століття» російської культури.

В статье предложена целостная трактовка общественно-педагогических взглядов и просветительской деятельности выдающегося отечественного ученого и деятеля образования – Константина Дмитриевича Ушинского. Автором представлены биографические сведения жизненного пути и факторы формирования мировоззрения педагога. Установлены несущие основы его педагогической системы: народность – общественность – религия – наука. К. Д. Ушинский был одним из ярчайших представителем отечественной педагогики нового времени. Именно творческое наследие выдающегося мыслителя и педагога стало подлинным эталоном педагогической мысли эпохи «Золотого века» русской культуры.

The integral interpretation of public and pedagogical views and instructive activity of outstanding native scientist and teacher K. D. Ushynsky is presented in the article. The author presents bibliographical information concerning K. D. Ushynsky’s life. World outlook of the great teacher was formed under the influence of German classical philosophy, first of all it was Hegel’s philosophy and different ideological, philosophical and material, rational doctrines. The complicated reformational processes in different spheres of public life, which were in the 50-60th years of the XIX century in the Russian empire conditioned the formation of K. D. Ushynsky’s social and pedagogical ideas.

K. D. Ushynsky’ s world view of were formed in the axiological square with such components: nationality community, religion, science. These foundational principles interpenetrate and are realized in the complex only.

The active K. D. Ushynsky’s public, scientific and teaching activity was in the period of public and pedagogical movement rising. He was on of the most brilliant representatives of native pedagogy of recent period. The constructive heritage of the outstanding teacher became the standard of the pedagogical view of «Golden age epoch».

Посилання

Богуславский М. В. История педагогики: методология, теория, персоналии : моно-графия / М. В. Богуславский. – М. : ФГНУ ИТИП РАО, Издательский центр ИЭТ, 2012. – 436 с.

Божович Л. И. Психическое развитие школь¬ника и его воспитание / Л. И. Божович, Л. С. Славина. – М. : Знание, 1979. – 96 с.

Гвоздецкий М. Ю. Зарождение и становле-ние идеи народности воспитания в творчест-ве К. Д. Ушинского / М. Ю. Гвоздецкий // Образование и общество. – 2011. – № 1. – С. 109–112.

Днепров Э. Д. Российское образование в XIX – начале ХХ века. Том I. Политическая история российского образования / Э. Д. Днепров. – М. : Мариос, 2011. – 648 с.

Кудряшёв А. В. Формирование познава-тельных интересов учащихся в опыте оте-чественной педагогики : монография / А. В. Кудряшёв. – М. : Экон-Информ, 2011. – 131 с.

Милованов К. Ю. Приоритеты и перспек-тивы развития историко-педагогических исследований / К. Ю. Милованов // Оте-чественная и зарубежная педагогика. – 2013. – № 1. – С. 48–57.

Никулина Е. Н. К.Д. Ушинский о значении Н. И. Пирогова для отечественной педаго-гики / Е. Н. Никулина // Педагогическое наследие Н. И. Пирогова и современность : материалы круглого стола, посвященного 200-летию со дня рождения / под ред. ака-демика РАО В.А. Мясникова. – М. : ИТИП РАО, 2010. – С. 49–58.

Харисов Ф. Ф. Национальная культура и образование

/ Ф. Ф. Харисов. – М. : Педаго-гика, 2000. – 272 с.

REFERENCES

Bohuslavskyi M. V. Istoryia pedahohyky: me-todolohyia, teoryia, personalyy : monohrafyia / M. V. Bohuslavskyi. – M. : FHNU YTYP RAO, Yzdatelskyi tsentr YET, 2012. – 436 s.

Bozhovych L. Y. Psykhycheskoe razvytye shkolnyka y eho vospytanye / L. Y. Bozho¬vych, L. S. Slavyna. – M. : Znanye, 1979. – 96 s.

Hvozdetskyi M. Iu. Zarozhdenye y stanov¬lenye ydey narodnosty vospytanyia v tvor-chestve K. D. Ushynskoho / M. Iu. Hvoz¬detskyi // Obrazovanye y obshchestvo. – 2011. – № 1. – S. 109–112.

Dneprov E. D. Rossyiskoe obrazovanye v XIX – nachale KhKh veka. Tom I. Polyty-cheskaia istoryia rossyiskoho obrazovanyia / E. D. Dneprov. – M. : Maryos, 2011. – 648 s.

Kudriashev A. V. Formyrovanye poznavatel-nykh interesov uchashchykhsia v opyte ote-chestvennoi pedahohyky : monohrafyia / A. V. Kudriashev. – M. : Ekon-Ynform, 2011. – 131 s.

Mylovanov K. Iu. Pryorytety y perspektyvy razvytyia ystoryko-pedahohycheskykh yssle-dovanyi / K. Iu. Mylovanov // Otechestven-naia y zarubezhnaia pedahohyka. – 2013. – № 1. – S. 48–57.

Nykulyna E. N. K.D. Ushynskyi o znachenyy N. Y. Pyrohova dlia otechestvennoi pedaho-hyky / E. N. Nykulyna // Pedahohycheskoe nasledye N. Y. Pyrohova y sovremennost : materyaly kruhloho stola, posviashchennoho 200-letyiu so dnia rozhdenyia / pod red. akademyka RAO V. A. Miasnykova. – M. : YTYP RAO, 2010. – S. 49–58.

Kharysov F. F. Natsyonalnaia kultura y obra-zovanye / F. F. Kharysov. – M. : Pedahohyka, 2000. – 272 s.

##submission.downloads##

Опубліковано

2014-05-01

Номер

Розділ

Історія педагогіки в особах